Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Нижегородской области
Горячая линия: 8 (8313) 37-37-20 телефон секретаря
E-mail: gb1_dzr@mail.52gov.ru
Адрес: 606019, Нижегородская область,
г. Дзержинск, пр. Дзержинского, д. 17
Условия реализации установленного законодательством Российской Федерации права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача)
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях (г.Саров), на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе, организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Программой.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории Нижегородской области, в которой проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания
медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории
Нижегородской области
2.1. Инвалиды войны и граждане других категорий, предусмотренных статьями 14 – 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»:
– инвалиды войны;
– участники Великой Отечественной войны;
– ветераны боевых действий;
– военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
– лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
– лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
– члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
2.2. Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», согласно статье 23 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
2.3. Граждане России, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена Славы, согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
2.4. Дети-инвалиды в соответствии с настоящей Программой.
2.5. Иные категории граждан, имеющие право внеочередного получения медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование расходов, связанных с внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работник регистратуры доставляет медицинскую карту гражданина с литерой «Л» врачу соответствующей специальности, который, в свою очередь, организует внеочередной прием гражданина.
Медицинские работники, осуществляющие прием больных, информируют их о преимущественном праве граждан, указанных в пункте 2 настоящего раздела, на внеочередной прием и оказание медицинской помощи.
Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по желанию пациента
Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий, форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по желанию пациента.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых в рамках Программы, приведен в приложении 2 к Программе (далее – Перечень).
В случае необходимости назначения в рамках Программы стационарным больным лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации и разрешенных к медицинскому применению, но не включенных в Перечень, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям, их назначение производится по решению врачебной комиссии медицинской организации, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Закупка бактериофагов, медицинских газов, мягких лекарственных форм, спиртовых растворов, фармацевтических субстанций, экстемпоральных лекарственных форм, применяемых в лечебно – диагностическом процессе при оказании медицинской помощи и включенных в государственный реестр лекарственных средств, Перечнем не регламентируется и осуществляется по решению руководителей медицинских организаций в соответствии с законодательством.
Закупка не включенных в Перечень аллергенов, анатоксинов, вакцин, иммуноглобулинов, лекарственных средств для дезинфекции, радиоизотопных средств, сывороток (в т.ч. диагностических), применяемых в лечебно – диагностическом процессе при оказании медицинской помощи и включенных в государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий, применяемых в лечебно – диагностическом процессе при оказании медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется по решению руководителей медицинских организаций в соответствии с законодательством.
Закупка остальных лекарственных препаратов, не включенных в Перечень, применение которых в медицинских организациях предусмотрено порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи, клиническими протоколами, утвержденными в установленном порядке, а также иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
При амбулаторном лечении обеспечение граждан бесплатными лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обеспечение граждан, указанных в перечне групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, лекарственными препаратами осуществляется в рамках обеспечения данной категории граждан лекарственными препаратами согласно приложению 3 к настоящей Программе.
Условия предоставления медицинской помощи
Предполагается совпадение времени приема врача со временем работы основных кабинетов и служб, обеспечивающих консультации, исследования, процедуры, регламентированное режимом работы медицинской организации.
К основным кабинетам и службам медицинской организации относятся такие, которые необходимы для своевременной постановки диагноза (ЭКГ-кабинет, клиническая лаборатория, рентген-кабинет и другие).
– направление установленного образца;
– выписка из медицинской карты амбулаторного больного установленной формы.
– осмотр пациента;
– постановку предварительного диагноза, составление плана обследования и лечения, постановку клинического диагноза, решение вопроса о трудоспособности и режиме;
– оформление медицинской документации;
– представление необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснение порядка проведения лечебно-диагностических и профилактических мероприятий;
– организацию соответствующих профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.
– первичную медико-санитарную помощь (доврачебную, врачебную, специализированную), при необходимости – в неотложной форме;
– в случае непосредственной угрозы жизни организует перевод пациента в стационар;
– организует противоэпидемические и карантинные мероприятия;
– дает рекомендации пациенту о лечебно-охранительном режиме, порядке лечения и диагностики, порядке приобретения лекарств;
– предоставляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому, в том числе в условиях стационара на дому (рецепты, в том числе лицам, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», справки, листок временной нетрудоспособности, направления на лечебно-диагностические процедуры и т.д.);
– оказывает медицинскую помощь по своей специальности;
– оказывает медицинскую помощь по своей специальности детям до 15 лет (несовершеннолетним больным наркоманией – в возрасте до 16 лет) только в присутствии родителей или замещающих их лиц. В случае оказания медицинской помощи в отсутствие законных представителей врач представляет им впоследствии исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка.
В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Программой.
11.1. Госпитализация населения обеспечивается в оптимальные сроки:
– врачом (лечащим, участковым врачом или иным медицинским работником) при наличии показаний для госпитализации;
– скорой медицинской помощью;
– при самостоятельном обращении больного при наличии показаний к госпитализации.
11.2. Обязательно наличие направления на плановую госпитализацию.
11.3. Больные размещаются в палатах на 2 и более места.
11.4. Размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) не более 2 мест осуществляется по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 15 мая 2012 года № 535н, с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58.
11.5. Предоставление индивидуального медицинского поста в стационарных условиях по медицинским показаниям.
11.6. Возможен перевод в другую медицинскую организацию по медицинским показаниям.
11.7. При необходимости проведения пациенту, находящемуся на лечении в стационаре, диагностических исследований в целях выполнения порядков оказания и стандартов медицинской помощи, при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь, пациент направляется в соответствующую медицинскую организацию. Сопровождение пациента медицинским работником и транспортная услуга обеспечиваются медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь. Плата за транспортную услугу с пациента не взимается.
При привлечении к транспортировке машины и бригады скорой медицинской помощи оплата вызова осуществляется медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь.
11.8. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях предусматривается предоставление спального места и питания при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний.
Нормативы объема медицинской помощи
Нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе рассчитываются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, а по Территориальной программе ОМС – в расчете на 1 застрахованное лицо в год. Нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и составляют на 2017 год:
а) для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, – 0,318 вызова на 1 жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,3), за счет средств областного бюджета – 0,018 вызова на 1 жителя;
б) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями, (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) – 3,05 посещений на 1 жителя (федеральный норматив – 3,05), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 2,35 посещений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 2,35), за счет средств областного бюджета – 0,7 посещения на 1 жителя (федеральный норматив – 0,7);
в) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, – 2,133 обращений (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 жителя (федеральный норматив – 2,18), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 1,98 обращений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 1,98), за счет средств областного бюджета – 0,153 обращений на 1 жителя (федеральный норматив – 0,2);
г) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,56 посещений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,56);
д) для медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 0,064 случая лечения на 1 застрахованного (федеральный норматив – 0,064), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,06), за счет средств областного бюджета – 0,004 случая лечения на 1 жителя (федеральный норматив – 0,004);
е) для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 0,19033 случаев госпитализации на 1 жителя (федеральный норматив – 0,19033), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,17233 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,17233), за счет средств областного бюджета – 0,018 случаев госпитализации на 1 жителя (федеральный норматив – 0,018), в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю “Медицинская реабилитация”, и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках Территориальной программы ОМС – 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,039);
ж) для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет средств областного бюджета – 0,092 койко-дней на 1 жителя (федеральный норматив – 0,092).
Объем высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Программе составляет в расчете на 1 жителя составляет на 2017 год – 0,0051 случая госпитализации на 1 жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,004 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, за счет средств областного бюджета – 0,0006 случая госпитализации на 1 жителя, при направлении в федеральные государственные учреждения – 0,0005 случая госпитализации на 1 жителя.
Нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2018-2019 годы составляют:
а) для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, – 0,318 вызова на 1 жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,3), за счет средств областного бюджета – 0,018 вызова на 1 жителя;
б) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями, (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования)- 3,05 посещений на 1 жителя (федеральный норматив – 3,05), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 2,35 посещений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 2,35), за счет средств областного бюджета – 0,7 посещения на 1 жителя (федеральный норматив – 0,7);
в) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, – 2,133 обращений (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 жителя (федеральный норматив – 2,18), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 1,98 обращений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 1,98), за счет средств областного бюджета – 0,153 обращений на 1 жителя (федеральный норматив – 0,2);
г) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,56 посещений на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,56);
д) для медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 0,064 случая лечения на 1 застрахованного (федеральный норматив – 0,064), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,06), за счет средств областного бюджета – 0,004 случая лечения на 1 жителя (федеральный норматив – 0,004);
е) для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 0,19033 случаев госпитализации на 1 жителя (федеральный норматив – 0,19033), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,17233 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,17233), за счет средств областного бюджета – 0,018 случаев госпитализации на 1 жителя (федеральный норматив – 0,018), в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках Территориальной программы ОМС – 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив – 0,039);
ж) для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет средств областного бюджета – 0,092 койко-дней на 1 жителя (федеральный норматив – 0,092).
Объем высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Программе составляет (в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу медицинского страхования, оказываемая медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) в расчете на 1 жителя составляет на 2018-2019 годы – 0,0051 случая госпитализации на 1 жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС – 0,004 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, за счет средств областного бюджета – 0,0006 случая госпитализации на 1 жителя, при направлении в федеральные государственные учреждения – 0,0005 случая госпитализации на 1 жителя.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в Территориальную программу ОМС, включен в нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, и обеспечивается за счет бюджета Нижегородской области.
При формировании Программы территориальные нормативы объемов бесплатной медицинской помощи рассчитаны исходя из фактически сложившихся объемов медицинской помощи с учетом реструктуризации (оптимизации) сети медицинских организаций, особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения Нижегородской области с учетом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, эффективности реализации Программы сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Нижегородской области, в соответствии с которой установлены дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с применением коэффициентов для медицинских организаций:
– 1 уровня от 0,57 до 0,68;
– 2 уровня от 0,74 до 0,99;
– 3 уровня от 1,00 до 1,33.
Величина коэффициента на каждом этапе (уровне) дифференцированно применяется к медицинской организации, оказывающей стацион